И.В. Шамсутдинова, помощник нотариуса Звениговского нотариального округа Республики Марий Эл, аспирантка АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт»
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются критерии отбора на должность нотариуса в свете развития и становления мирового нотариата на историческом и современном этапах. Выработка критериев отбора является важнейшей и необходимой составной частью доступа к профессии нотариуса для проведения объективного и прозрачного конкурса.
Ключевые слова: писарь, нотариус, кандидат, доступ к профессии, конкурс, критерии отбора, личные достоинства, образование.
* Окончание, начало в «Нотариальном вестнике» № 10-12 за 2012 год.
Глава 4. Реформирование нотариата в постсоветский период
После распада Советского Союза в 1991 году на его территории образовались 15 новых государств, которые унаследовали нотариат советской эпохи. С того момента каждая из бывших союзных республик стала развивать институт нотариата самостоятельно, реформируя и совершенствуя его в соответствии с изменением своей законодательной системы в духе основ классического латинского нотариата с учетом национальной специфики, уровня демократии и развития гражданского общества. В России с принятием в 1993 году Основ законодательства о нотариате, что явилось прогрессивным толчком в становлении данного сообщества, большинство нотариусов из государственного нотариата перешли в частный. В настоящее время существуют две формы нотариата — государственный и частный, с подавляющим преобладанием последнего. Подобная ситуация складывалась и в странах постсоветского пространства. При переходе государственного нотариата Казахстана в частный в декабре 1997 года Министерством юстиции Казахстана была проведена аттестация государственных нотариусов республики. Аттестация стала не только проверкой профессиональных знаний, но и сориентировала интеллект и психологию аттестуемых на рыночное мышление. Также в Эстонии была проведена аттестация тех нотариусов, которые были назначены на должность до 1 января 2002 года. Россия не проводила аттестацию действующих нотариусов, хотя эта мера была бы нелишней, учитывая тот факт, что в советские времена институт нотариата занимал скромные позиции в правовой системе. Должность нотариуса была непрестижной и низкооплачиваемой ввиду ее низкого статуса в условиях социалистического государственного устройства и отсутствия частной собственности. В соответствии со статьей 5 Закона СССР от 19 июля 1973 года «О государственном нотариате» на должности государственных нотариусов могли быть назначены граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование1. Сохранялось исключение, введенное Положением о государственном нотариате РСФСР, утвержденном Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 года2. Согласно нему в статье 13 в отдельных случаях, предусмотренных законодательством союзных республик, на должности государственных нотариусов могли назначаться лица, не имеющие высшего юридического образования. Отсутствовало требование о прохождении стажировки. Не требовалось прохождения какого-либо квалификационного испытания. Нотариусы работали в нотариальных столах при судах и назначались без проведения конкурсного отбора.
Проект федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ», который предусматривает необходимые изменения института нотариата, был разработан в 2011 году Министерством юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой. По нему предполагается сформировать такую систему нотариата, которая будет способствовать приданию гражданско-правовым отношениям стабильного, бесконфликтного и законного характера, а главное, поможет ускорить гражданский оборот и устранить перегруженность судов гражданскими делами. Помимо этого, на рассмотрении Министерства юстиции находится несколько альтернативных предложений по законопроекту. Учитывая тот факт, что проект федерального закона носит комплексный характер и затрагивает многие вопросы организации нотариальной деятельности, новый закон, несомненно, окажет серьезное влияние на все субъекты нотариальных правоотношений. Системное реформирование нотариата будет происходить с учетом его территориальной и имущественной дифференциации, с учетом уровня востребованности нотариальных услуг в крупных промышленных городах и небольших поселениях.
Президент Федеральной нотариальной палаты М.И. Сазонова предлагает внести пункт о проведении переаттестации в Постановление о введении в действие ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ», указывая на необходимость проведения переаттестации нотариусов на предмет определения пригодности их к работе в новых условиях: «Нельзя допустить, чтобы недостойные люди порочили нотариальное сообщество и всю нашу систему, в которой честно и самоотверженно трудятся добросовестные и ответственные профессионалы своего дела»3.
В дореволюционной России нотариусы играли значимую роль в обществе, тогда как в советские времена их деятельность носила чисто формальный характер. С изменением общественно-экономической формации в стране, с возрождением и развитием рыночной экономики, с появлением и развитием класса собственников и укреплением института частной собственности, с усложнением общественных связей происходит постепенное возвращение утраченной социальной значимости деятельности нотариуса.
В связи с социально-экономическим развитием страны на современном этапе появилась потребность расширения полномочий нотариусов в гражданско-правовых отношениях, в сфере экономической деятельности, что нашло свое отражение в проекте нового Закона о нотариате и нотариальной деятельности, в котором четко определены сущность нотариальной деятельности, правовой статус нотариуса, основания и виды ответственности нотариусов, в том числе и имущественной, процедура государственного и внутрикорпоративного контроля за осуществлением нотариусами публичных полномочий.
Грядущие изменения гражданского законодательства, предусматривающие расширение полномочий нотариуса, оказание комплексной юридической помощи потребуют коренной перестройки в организации нотариальной деятельности, переосмысления предназначения нотариата, повышения уровня подготовки высокопрофессиональных кадров.
При этом речь идет не только о профессиональной подготовке нотариусов на курсах повышения квалификации, а о системной качественной профессиональной подготовке кадров для нотариата.
Современный нотариус должен уметь системно мыслить, свободно и уверенно ориентироваться в вопросах применения действующего законодательства, владеть информационными технологиями, психологически грамотно контактировать с лицами, обращающимися за совершением нотариальных действий, давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам нотариальной деятельности, иметь навыки проведения процедуры медиации (медиация, в праве — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ, alternative dispute resolution, ADR) с участием, третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения).
И.А. Механошина, вице-президент Нотариальной палаты Вологодской области, член Комиссии ФНП по этике, профессиональной чести и имиджу, в одном из своих докладов отметила, что современное российское общество испытывает насущную необходимость в таком человеке, который, опираясь на правовые знания, смог бы профессионально помочь. Помочь не только ориентируясь на сиюминутную ситуацию, но и анализируя ее с точки зрения долгосрочной перспективы и возможных последствий для клиента: «Я уверена в том, что нотариусы будут пользоваться медиацией как одним из инструментов, с помощью которого они смогут на высоком уровне выполнять свой профессиональный и социальный долг». Федеральной нотариальной палатой подготовлен проект квалификационных требований (стандартов) к профессиональной подготовке нотариусов, помощников нотариусов, стажеров и консультантов нотариальных контор.
Эти требования отражены также в Проекте федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», в том числе условие обязательного повышения квалификации нотариусами не реже одного раза в пять лет. При этом Федеральная нотариальная палата ориентирует на необходимость обучения в рамках повышения квалификации не только нотариусов, но и других категорий сотрудников, работающих в сфере нотариата.
По данным статистических отчетов за 2011 год, представленных нотариальными палатами субъектов РФ в ФНП, общее количество частнопрактикующих нотариусов в России составляет 7588, а работающих в государственных нотариальных конторах — 25. Помимо нотариусов, в системе нотариального обслуживания на конец отчетного года задействованы 17 055 работников, из них: 3314 работников являются помощниками нотариуса и имеют лицензию на право осуществления нотариальной деятельности, 12 452 человека работают по трудовому договору, 1289 — по гражданско-правовому договору.
За последние годы по мере усиления требований к профессиональной подготовке лиц, осуществляющих нотариальную деятельность, значительно возросла необходимость в обучении нотариусов.
Правлением ФНП была поставлена задача сформировать картотеку ученых-преподавателей, занимающихся вопросами нотариата, и начать системную работу с ними по обсуждению актуальных проблем нотариальной практики, выработке концептуальных подходов к организации профессионального обучения кадров, улучшению методологии, взаимодействия с нотариальными палатами, нотариусами в целях накопления и широкого использования практического материала и судебных решений.
Для осмысления поставленной задачи вернемся к международному опыту. Зарубежный опыт говорит о высоких требованиях в деле профессиональной подготовки нотариусов, при которых степень бакалавра недостаточна для прохождения стажировки у нотариуса и работы в качестве помощника.
В странах латинского нотариата нотариус выступает:
1) в качестве уполномоченного от имени государства лица: является, с одной стороны, гарантом законности в качестве особого рода контролера и, с другой стороны, выполняет в режиме аутсорсинга (передача на основании договора определенных функции по юридической профессиональной поддержке) операции превентивного правосудия, направленные на предоставление сторонам таких же гарантий, как в судебном процессе, придавая аутентичный характер их соглашениям, обеспечивая их сохранность, а также наделяя данные акты доказательственной и исполнительной силой;
2) в качестве независимого профессионала и юриста-эксперта: он пользуется универсальным доверием как сторон, так и государства, выступая гарантом частных интересов за счет «нотариальной процедуры», которая начинается с выслушивания клиента, предоставления ему беспристрастной и адаптированной к его ситуации консультации, активного выполнения всей совокупности как предшествующих,’ так и последующих нотариальному удостоверению действий и формальностей, необходимых для полной правовой эффективности нотариального акта.
Нотариат латинского типа образует систему, пользующуюся заслуженным и постоянно подтверждаемым на практике доверием сторон; это доверие сложилось на протяжении жизни целых поколений, представляет собой достоверное отражение социокультурной и философской парадигмы и выступает в качестве ответа на социальный запрос7. Министр юстиции РФ А. Коновалов считает, что нотариусы в Российской Федерации должны быть больше приближены к системе латинского нотариата, как она действует в странах Западной Европы. То есть должны быть наделены целым рядом дополнительных функций, которые сегодня относятся к государственной компетенции, например, по регистрации недвижимости и сделок с нею, по оказанию гражданам ряда других услуг. Для этого нотариат, по словам министра, должен быть подключен к информационным базам данных, что и предусмотрено в законопроекте. Президент ФНП М.И. Сазонова поддержала данную точку зрения и также считает необходимым вернуть российский нотариат в сферу оборота недвижимости8.
Критерии оценки кандидатов на должность нотариуса в свете нового законодательства России
Понятие «критерий» в контексте данной темы — это то, что служит основанием для оценки качества, измерения и сравнения достоинств кандидатов между собой. Применительно к кандидату на должность нотариуса «качество претендента» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которыми обладают участники конкурса в соответствии с требованиями, предъявляемыми институтом нотариата в свете нового законодательства. Создание системы оценки качества претендента на должность нотариуса связано с необходимостью получения конкурсной комиссией объективной информации по каждому претенденту в соответствии с высокими стандартами требований, предъявляемых Международным институтом латинского нотариата к профессии нотариуса. Необходимо определить ориентиры для выработки обоснованной системы оценивания. Одним из таких ориентиров является анализ исторического и зарубежного опыта, позволяющий выявить наиболее эффективные критерии оценки, выработанные при проведении конкурсов в различных странах мира применительно к современным условиям.
В проекте нового закона о нотариате предусматривается, что конкурсная комиссия при территориальном органе юстиции формируется по следующим нормам представительства: 1) одна треть — от территориального органа юстиции; 2) одна треть — от нотариальной палаты; 3) одна треть — от законодательного (представительного) органа субъекта РФ, судейского сообщества и научной юридической общественности.
В предложенном Минюстом РФ проекте Положения о конкурсе содержатся некоторые новации, касающиеся проведения конкурса: ведение обязательной видеосъемки конкурса (в ряде субъектов это делается уже сейчас), в то же время конкурсные комиссии будут оценивать конкурсантов на основании представленных ими документов, результатов письменного экзамена и индивидуального собеседования.
Предполагается, что индивидуальное собеседование с лицами, набравшими проходной балл по результатам письменного экзамена, по вопросам осуществления нотариальной деятельности, а также этических стандартов нотариальной деятельности, предусмотренных Профессиональным кодексом нотариусов Российской Федерации проводится в целях выявления профессионального уровня конкурсанта, его готовности к осуществлению самостоятельной нотариальной деятельности и способности обеспечивать правовую защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также иных качеств, характеризующих его личность. По итогам индивидуального собеседования конкурсанту каждым членом конкурсной комиссии выставляется оценка (от 1 до 5 баллов), при этом критерии выставления оценок не определены. Авторы идеи надеются, что новая структура поможет в борьбе с несправедливыми конкурса ми (или, если говорить прямо, кумовством и коррупцией) на местах9, но предложенная методология не искореняет основной недостаток конкурсов — закрытость и субъективность оценок, в отсутствие точных критериев, учитывающих все достоинства и недостатки каждого кандидата и возможности их реальной апелляции.
Н.Ф. Шарафетдинов, нотариус г. Москвы, в своей статье «Модернизация действующей модели доступа к профессии нотариуса (теоретические аспекты)» комплексно рассмотрел вопросы, связанные с совершенствованием системы отбора на должность нотариуса.
Он считает, что государству и нотариальному сообществу необходимо иметь эффективную систему обеспечения высокого профессионального уровня нотариусов, соответствующего потребностям социально-экономического прогресса, динамично изменяющемуся законодательству и усиливающейся конкуренции профессий. Н.Ф. Шарафетдинов принципиально подчеркивает, что существующая система доступа (отбора), включая конкурс, в предшествующих исторических условиях в целом решала задачу формирования профессионально-качественного нотариального корпуса. В основе действующего конкурса на замещение вакантной должности нотариуса лежит субъективная модель конкурса, потенциально дающая возможность организаторам и конкурсной комиссии произвольно изменять (искажать) действительные результаты конкурса. Поэтому, по мнению Н.Ф. Шарафетдинова, общая для государства и нотариального сообщества научно-практическая задача заключается в том, чтобы изменить существующую субъективную модель конкурса на максимально возможную объективную модель оценки профессиональных и личных качеств конкурсантов.
Основная идея работы Н.Ф. Шарафетдинова заключается в том, что модернизация модели доступа (отбора) к профессии нотариуса возможна лишь при условии существенного совершенствования каждого элемента системы, обеспечивающей профессиональное качество: стажировка. — квалификационный экзамен — конкурс. В связи с тем, что объективность и эффективность конкурса напрямую зависят от результатов стажировки и квалификационного экзамена, необходимо по возможности увязать (совместить) все три элемента отбора (доступа) в унифицированную балльную систему на основе формализованных критериев оценки стажеров — экзаменуемых конкурсантов.
При этом предлагается следующая система оценки каждого критерия за весь период стажировки, квалификационного экзамена, конкурса, работы.
1. Итоги стажировки — балл определяется по результатам стажировки.
2. Итоги квалификационного экзамена -балл определяется по результатам экзамена.
3. Стаж работы в нотариальной конторе — от 0 до 5 баллов.
4. Место нахождения нотариальной конторы — от 1 до 2 баллов.
5. Стаж работы и место работы по юридической специальности в гражданско-правовой сфере не в нотариальной конторе — от 1 до 3 баллов.
6. Статус работы в нотариальной конторе: консультант — 2 балла, помощник нотариуса-4 балла, временно исполняющий обязанности нотариуса — 5 баллов.
7. Повышение квалификации — от 0 до 3 баллов.
8. Работа в комиссиях и иных органах палаты — от 0 до 3 баллов.
9. Ученая степень по гражданско-правовой специализации: кандидат юридических наук — 2 балла, доктор юридических наук -3 балла.
10. Ученое звание по гражданско-правовой специализации: доцент — 1 балл, профессор — 2 балла.
11. Публикации по нотариальной проблематике — от 0 до 2 баллов.
12. Заслуги перед нотариатом — от 0 до 4 баллов.
13. Знание иностранных языков — от 0 до 2 баллов.
14. Компьютерная грамотность — от 0 до 2 баллов.
15. Личные качества: моральные, психологические — от 1 до 3 баллов.
Члены комиссии письменно мотивируют выставленную оценку по каждому критерию. По мнению Н.Ф. Шарафетдинова, такой подход к оценке критериев более объективно и конкретно раскрывает потенциал каждого претендента на должность нотариуса. При этом предполагается, что профессия нотариуса относится к разряду тех, которые характеризуются презумпцией знания российского законодательства. Презумпция знания права определяет повышенные требования к уровню квалификации нотариуса, что является одним из решающих факторов при выборе на должность».
Автор данной работы полностью согласен с Н.Ф. Шарафетдиновым по вопросу выбора предложенных критериев и, в свою очередь, считает, что в свете формирования нового подхода к регулированию конкурсного отбора введение тестирования на знание в области профессиональной деятельности и законодательства также поможет стандартизировать подходы к оценке знаний кандидатов и исключит субъективность мнений. При этом необходимо применять и тесты, в которых раскрывается нравственная и психологическая составляющая личности. Нотариусам для работы требуются определенные психологические качества и соблюдение режима ряда личных ограничений как правового, так и этического свойства. «Сама профессия требует беспристрастности, способности выслушать до конца и дать компетентный развернутый ответ». Важным моментом является наличие у претендента собственного помещения, пригодного для осуществления нотариальной деятельности, также необходимо учитывать дополнительное образование, наличие лицензий, свидетельств о специализированной подготовке и прохождении курсов повышения квалификации, активное участие в работе нотариальной палаты, стремление к самообразованию и самосовершенствованию -ведь нотариус должен обладать обширными знаниями в области права.
С незапамятных времен нотариус выступал проводником права, соответствующе образованным консультантом, разбирающимся во всех областях как экономических, так и правовых взаимоотношений между гражданами, разъясняя своим клиентам все правовые последствия подписываемых ими документов. Должность нотариуса была очень уважаемой и почетной. Нотариусами являлись великие общественные деятели и ученые, такие как реформатор римского права Рональдино Пассажере, нотариусы-юристы Раниери, Салатиел, Роландино, уважаемые нотариусы Франции Бевье, Делюзе и Гупилло, Николя Фламель, император Жовьен также был нотариусом.
Нотариат внес неоценимый вклад в историю цивилизационных открытий и бессмертных художественных творений, ибо именно нотариусы дали жизнь и воспитали таких талантов и гениев человечества, как Леонардо да Винчи (1452-1519), Петрарка (1304-1374), Николя Фламель (1330-1417), Антоний Пьероцци (1389-1459), Америго Веспуччи (1454-1512), Никколо Макиавелли (1469-1527), Нострадамус (1503-1566), Вольтер (1694-1778), Бальзак (1799-1850), Метерлинк (1862-1949), Ромен Роллан (1866-1944), Николай Рерих (1874-1947), Сальвадор Дали (1904-1989), Пьер-Франсуа Реаль (1757-1834), Александр Дюма-отец (1802-1870).
При проведении конкурса необходимо учитывать личный вклад каждого кандидата на должность нотариуса в развитие нотариальной деятельности. Наличие ученой степени в области права у претендента должно служить одним из основополагающих критериев при его выборе среди остальных участников, так как это является показателем высоких юридических познаний, статуса ученого и тем самым возрождает былое доверие граждан к нотариусу и оформленному им нотариальному документу.
Также необходимо учитывать результаты государственных экзаменов при получении высшего юридического образования и результаты, показанные при подготовке к профессии нотариуса (оценка при сдаче экзамена после прохождения стажировки), следует отдавать предпочтение тому кандидату, который работает в качестве помощника нотариуса, временно исполняет обязанности нотариуса и постоянно проживает в том нотариальном округе, в котором объявлен конкурс, принимать во внимание характеристику претендента, данную нотариусом, освободившим должность, важно учитывать возраст, состояние здоровья, организаторские способности, для участвующих в конкурсе нотариусов необходимо учитывать акты плановых проверок. В общем, следует взять все самое лучшее, что применяется при проведении конкурсов в наиболее прогрессивных и развитых странах латинского нотариата, к которым по праву относятся Германия и Франция.
Чтобы расширить доступ к профессии наиболее достойных представителей общества, автор статьи предлагает сделать конкурс более прозрачным. Для учета всех нюансов, описанных выше, необходимо разработать и законодательно утвердить Единую шкалу оценок и критериев, взяв за основу балльную систему от 0 до 10 по каждому из критериев. На основании суммы баллов выставляется общий балл. Подробные результаты работы комиссии и итоги конкурса по каждому оцениваемому кандидату должны быть представлены на всеобщее обозрение, в том числе:
1) перечень предъявленных на конкурс документов с подробным указанием среднего балла предъявленных свидетельств, дипломов, результатов экзаменов при получении лицензии, курсов повышения квалификаций и т.д.;
2) вопросы для конкурсантов и ответы на них (все претенденты должны быть поставлены в равные условия, вопросы должны быть одинаковы для всех участников);
3) заслуги каждого претендента на должность нотариуса (похвальные грамоты, участие в работе нотариальной палаты, научная деятельность, публикации статей по нотариальной тематике и т.д.);
4) иные критерии, утвержденные законом о нотариате.
Данная информация должна находиться в свободном доступе на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты РФ, чтобы любой претендент мог провести свой личный экспресс-рейтинг, сравнить свои результаты с результатами других конкурсантов. Таким образом, будет обеспечена объективность оценок. Чем более прозрачным будет конкурс, тем более качественным будет кадровый состав, тем эффективнее станет реформирование нотариальной системы. При таком подходе полностью искоренятся пережитки прошлой системы: «кумовство», сговор, субъективизм, взятки и коррупция, о которых в последнее время часто высказываются видные политические и общественные деятели. Детализированная шкала оценивания кандидатов полностью исключит субъективизм членов конкурсных комиссий. Будучи в свое время президентом Российской Федерации, Д.А. Медведев поддержал идею введения более дробной системы оценивания знаний.
Для объективной оценки кандидатов необходимо внести изменения в состав конкурсной комиссии: в ней должны присутствовать представители различных правовых и общественных институтов, не связанных между собой по роду деятельности: нотариальной палаты, судейского корпуса, органов юстиции, научного сообщества, общественных организаций, а также органов местного самоуправления из того округа, в котором избирается нотариус. Расширенный состав конкурсной комиссии позволит выбрать лучшего кандидата, отвечающего всем требованиям широких слоев общества, тем самым делая выбор более легитимным и решая проблему с обеспечением демократического и прозрачного конкурса. Делая серьезные шаги в деле реформирования нотариальной системы, можно достичь реальных результатов в развитии гражданского общества и государства в целом.
Нотариат — связующее звено между государством и обществом. Нотариусы действуют на территории всей России и контактируют с самыми различными структурами, поэтому они должны пользоваться доверием как со стороны власти, так и со стороны общества, поскольку полностью зависят от них. Ввиду важности должности нотариуса, влияющей на жизнь людей и имеющей большое общественное значение, особое внимание придается в нотариальной профессии вопросам профессиональной этики, являющейся базисом нотариального имиджа. В Кодексе чести нотариусов многих стран повторяются практически одни и те же качества, характеризующие личность нотариуса: честность, порядочность, скромность, внимательность, деликатность, беспристрастность, корректность, тактичность, ответственность, солидарность.
Автор считает, что у российского нотариата есть все условия и предпосылки быть достойным членом Международного союза латинского нотариата и в обозримом будущем выйти на лидирующие позиции в вопросах дальнейшего его совершенствования и стать, в целом, примером для всех слоев общества в деле прогрессивного социально-экономического развития России в XXI веке.
APPLICATION OF WORLD EXPERIENCE IN DEFINITION .
OF THE CRITERIA OF SELECTION ON THE POST OF NOTARY AT HOLDING COMPETITIONS.
I.V. Shamsutdinova ANNOTATION. The article considers the criteria of selection on the post of notary in the course of historical development and becoming of world notariat. The working out of selection criteria is the most important and necessary integral part of access to the profession of notary for carrying out objective and transparent competition.
Key words: clerk, notary, candidate, access to profession, competition, selection criteria, personal deserts, education
Шамсутдинова И.В. Применение мирового опыта в определении критериев отбора на должность нотариуса при проведении конкурсов // НОТАРИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИКЪ 2013., № 2. С. 47-55.