Применение мирового опыта в определении критериев отбора на должность нотариуса при проведении конкурсов

И.В. Шамсутдинова, помощник нотариуса Звениговского нотариального округа Республики Марий Эл, аспирантка АНО ВПО Межрегиональный открытый социальный институт

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются критерии отбора на должность нотариуса в свете становления и развития мирового нотариата в разные исторические эпохи и на современном этапе. Выработка критериев отбора является важнейшей и необходимой составной частью доступа к профессии нотариуса для проведения объективного и прозрачного конкурса.

Ключевые слова: писарь, нотариус, кандидат, доступ к профессии, конкурс, критерии отбора, личные достоинства, образование.

Высокий профессиональный уровень нотариусов невозможен без эффективной системы его обеспечения, обусловливаемой современным этапом развития социально-экономических отношений и динамично изменяющимся законодательством. Основным элементом эффективности этой системы является открытый и прозрачный конкурс на должность нотариуса, способный привлечь в нотариальную корпорацию достойных, талантливых, шагающих в ногу со временем, высокообразованных, глубоко порядочных и высоконравственных людей, отвечающих требованиям латинского нотариата. Выработка хорошо продуманной балльной системы, позволяющей объективно оценивать кандидатов на должность нотариуса, полностью исключая субъективизм членов комиссий, является одной из ключевых задач, которые должен решить новый закон о нотариате. Для решения повседневных задач, стоящих перед организацией любого уровня, необходим качественный подбор кадрового состава. В условиях подготовки нового закона о нотариате очевидна необходимость усовершенствования конкурса как института, способствующего решению важных социальных задач. Новый законопроект о нотариате, разработанный совместными усилиями Министерства юстиции РФ и Федеральной нотариальной палаты, закрепляет существующую сегодня процедуру приобретения статуса нотариуса. Но изменения в части преодоления субъективного подхода к процедуре конкурсного отбора незначительны и неспособны коренным образом переломить ситуацию в сторону прозрачности, объективности и беспристрастности. В.Л. Евтухов констатирует: «Я внимательно проанализировал результаты двух последних конкурсов на замещение вакантной должности нотариуса, и у меня возникли вопросы, как и по каким критериям оценивались кандидаты, которые стали победителями конкурсных процедур? К сожалению, на наш взгляд, сегодня объективных критериев в этой системе не существует».

Учитывая тот факт, что деятельность нотариуса характеризуется передачей ему государством части своей верховной власти, Европарламент призывает Комиссию ЕС и государства — члены ЕС, равно как и все институты, имеющие отношение к нотариату, согласовать шаги в направлении необходимых реформ, которые сделали бы возможным, с одной стороны, сближение на общеевропейском уровне определенных аспектов организации нотариальной деятельности и, с другой стороны, применение к ней отраслевого регламентирующего подхода, причем в той мере, в какой это совпадало бы с темпами развития единого общеевропейского рынка. При этом обращается внимание на правильность получения доступа к профессии и корректность его организации2.

Глава 1. Нотариус с древнейших времен — человек, обладающий правовыми познаниями и абсолютной честностью

С принятием Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в 1993 г. и появлением частнопрактикующих нотариусов многие представители нотариального сообщества стали говорить об исторических традициях дореволюционного российского, а также классического западноевропейского нотариата. Поэтому в контексте выбранной темы и с учетом значения данного института представляется интересным небольшой исторический экскурс, позволяющий понять, какие требования предъявлялись при выборе на должность нотариуса в процессе развития.

В становлении нотариального института мы различаем четыре периода, обособляющиеся один от другого. В первом периоде, до начала IX века, нотариат представляется как свободное занятие сведущих в праве лиц: а) организация нотариата в Риме — табеллионат, развитие которого, начавшееся в Западной Римской империи, завершается в Восточной при Юстиниане и снова переходит на Запад в эпоху византийского господства в Италии; б) нотариат у варваров, осевших в Италии и вне нее, где сначала нотариальная функция существует только среди римского населения, а затем воспринимается варварами и санкционируется их национальными кодексами. Второй период, с IX до XIV века: нотариат существует как государственная должность (officiumpublicum).

Третий период представляет нотариат, организованный городскими статутами, вслед за римским правом в Германии и Франции.
Четвертый период: происходит переработка воспринятого материала законодательством в обозначенных выше государствах.

Автор статьи ставит перед собой задачу познакомить аудиторию «»Нотариального вестника» с критериями отбора на должность нотариуса в контексте исторических эпох и развития западных стран, обращаясь при этом к видным историческим деятелям и историческому эпосу.

В 1995 году российский нотариат вошел в институт латинского нотариата — международное объединение из 81 нотариальной корпорации 75 стран со всех пяти континентов (по данным на 2010 год), при этом с условием создания единой системы нотариата. Глубокие политические и социально-экономические преобразования в России обусловили серьезное видоизменение роли и значения многих традиционных институтов, к которым относится и нотариат. Государство передало нотариату часть своих функций и полномочий, при этом потребовало от нотариата доступности, надежности, профессионализма и обоснованных тарифов. Дальнейшая эффективная деятельность нотариата возможна лишь при поддержке со стороны государства и общества. Значительная часть правовых проблем нотариата — результат несовершенства российского законодательства. И здесь ключевая роль отводится самим нотариусам, которые вполне могут и должны доказать необходимость существования современного российского нотариата, тем более, что ряд вопросов своей деятельности они способны решить и в рамках действующего права.

Один из основных вопросов в реформировании нотариата — это процедура допуска к профессии. Именно соблюдение прозрачного и честного проведения конкурсов продемонстрирует российскому обществу, что нотариат готов к работе в современных условиях и принимает на себя весь груз ответственности, который возлагает на него новое законодательство.

Президент РФ в своем Указе от 18.07.2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» определил, что нормы Гражданского кодекса необходимо сближать с нормами права Европейского союза. Совершенствование законодательства о нотариальной деятельности при реформировании гражданского законодательства — базы всех гражданских отношений — является жизненно необходимым.

Автор данной работы ставит перед собой задачу рассмотреть наиболее значимые критерии, которые учитывались при назначении на должность нотариуса в различные исторические эпохи.

Процесс зарождения нотариата уходит глубоко в историю. В одном из древнейших городов, Вавилоне, который выдвинулся на видное политическое место при знаменитом царе Хаммурапи-Законодателе (примерно 1760 г. до н.э.), с образованием частной собственности и простейшего гражданского оборота закреплению приобретаемых прав служили первоначально свидетели. Свидетель был основным лицом, оказывающим нотариальные услуги, пока не сложился обычай совершать сделки в письменной форме. В памяти свидетелей закреплялось содержание обязательств по сделке, которое при необходимости могло быть воспроизведено ими. Свидетелями могли быть только люди, обладающие хорошей памятью и честностью. С появлением письменной формы сделок свидетель привлекался не для подтверждения их содержания, а лишь для факта совершения сделки. Сделки заключались в письменной форме на специальных глиняных табличках. Потребность в закреплении гражданских прав обеспечивалась также строжайшим формализмом, сочетавшимся с исключительной юридической сжатостью. Схема договора была следующая: объект, имена сторон, их права и обязанности, свидетели, печать, дата. Свод законов царя Хаммурапи отражал сравнительно высокую ступень развития
классовой и социальной дифференциации4; в нем содержались основные принципы правосудия, охраны собственности, нормы, касающиеся служебного имущества, операций с движимым и недвижимым имуществом и связанных с ними деликтов, семейное и наследственное право и т.д.5.

С развитием человеческой мысли совершенствовалось и нотариальное искусство. В Древней Греции во времена Аристотеля, Плутарха, Диогена нотариусы, опираясь на частное и государственное право, для нужд населения оформляли и регистрировали различные договоры.

Следует учитывать, что римское право предъявляло строгие формальные требования к составлению документов. При несоответствии этим формальностям документ считался ничтожным. Поэтому писарь обязан был знать исторические аналоги удостоверительных надписей. Само слово «notarius» имеет корневую основу «nota» (лат.) — замечание, заметка, знак.

Византийцы, как и римляне, были прекрасными юристами. Император Византии Теодос II стал инициатором создания двух судебных направлений. Изданные при нем Грегорианский и Гермогенианский кодексы (324 г.) способствовали появлению императорских конституционных кодексов. Тео-досский кодекс, обнародованный в 438 г., являлся прообразом конституции и практически базировался на основных положениях всех кодексов христианских императоров, принимаемых с 312 г.

Император Юстиниан, правивший с 527 по 565 год, стал первым деятелем той эпохи, который объединил нотариусов в группы и коллегии и издал полный сборник юридических законодательных актов6.

В 554 году Италия была покорена византийцами и в течение 14 лет (до 568 г.) находилась в составе Римской империи. Прагматическая санкция Юстиниана внесла в ее правовую систему с пандектами, кодексом и новеллами весь правовой материал античного времени в кодифицированном состоянии и, следовательно, все те законоположения о табеллионате, которыми управлялось это учреждение в Восточной Римской империи. Законодательство Юстиниана действовало вплоть до падения Византийской империи7. Эпархом назывался в Византии константинопольский градоначальник, облеченный громадными полномочиями и стоявший на самых высших ступенях византийской чиновничьей лестницы.

Как видно из книги одного из эпархов, закон о табулляриях актуален и в наши дни. Если внимательно подойти к изучению исторического опыта Византийской эпохи, многих проблем в развитии современного нотариата можно было бы избежать, применяя в наши дни к кандидатам в нотариусы давно забытые критерии. С позиции автора данной работы основные требования и подходы в указанный исторический период можно использовать и на современном этапе.

В источниках римского права прослеживается некоторое сходство в отдельных чертах между деятельностью табеллионов и табулляриев. В этих текстах проявляется смешение названий, а потому источники о табулляриях относятся и к табеллионату. От отождествления табулляриев и табеллионов во многих текстах источников происходит отождествление обоих этих учреждений. Так считали Конради, Швеппе, Шпангенберг и Глюк8. Каждый совершавший сделку не знал, конечно, схему документа, сложившиеся формулировки, тем более что большинство населения было неграмотным. Табличку заполнял писец, он же обладал необходимыми знаниями правильного оформления.

Так, в древнем Вавилоне (1760 до н.э.) появилась потребность в услугах нотариуса, где царь Хаммурапи издал кодекс, состоящий из правил поведения, призывающих соблюдать твердую дисциплину. Уже в те времена писарями-нотариусами являлись наиболее достойные люди. К ним прислушивались, их уважали и им верили.

Однако нотариат как институт начинает свою историю возникндвения и развития со времен Республики в Древнем Риме. В Римской империи впервые о нотариусах упоминается в записях секретаря императора Цицерона. Слово «нотариус» имеет римское происхождение, некоторые исследователи относят его к 103 году до рождества Христова. Именно при Цицероне нотариусы получили особые полномочия, при нем появилась возможность регистрировать различные акты, подписываемые сторонами, а подписи сторон идентифицировались. Работа нотариусов подверглась существенной реорганизации. Твердо и мужественно политик стоял на защите государства, считая Римское государство народным достоянием. Чем сильно государство? Наличием в нем справедливости. Не будь оной, «не возникло бы ни других доблестей, ни самого государства». В книге «Об обязанностях» Цицерон воспел значение научной и умственной деятельности: «Умственная деятельность, никогда не знающая покоя, может сохранить нас верными занятиям по познанию», «все помыслы наши и движения нашей души будут направлены либо на принятие решений о делах нравственно прекрасных и относящихся к хорошей и счастливой жизни, либо на занятия, связанные с наукой и познанием. Миром правит высший разум. Он же должен исполнять роль всеобщего закона. В основе этого закона лежат четыре вида добродетели, ведущие к совершенству, — мудрость, мужество, умеренность и справедливость». Тут Цицерон, как мы видим, был очень близок к установкам философа Эпикура, которого называли «гением подбора». Цицерон в своем труде называл нотариусов почетным сословием (ordo honestus). Господствовавший в древнеримской правовой системе формализм вызвал появление юридических формул, соблюдение которых являлось необходимостью для всех, кто обращался в судебные учреждения. Большинство населения не имело юридических познаний, более того, было неграмотным. Соответственно, возникла необходимость в людях, которые, имея навыки составления юридических документов, могли бы изложить волю граждан в соответствующих правовых документах, порождающих юридически значимые последствия. В роли таких людей и стали выступать писари, в дальнейшем получившие название «нотариусы». Редакция юридических актов, значение которых зависело от строгого соблюдения формул, составляла одну из функций римских юрисконсультов. В процессе исторического развития возник и другой, низший класс сведущих в юриспруденции лиц, обязанностью которых было механическое подведение конкретного правового случая под ту или иную норму.

В республиканский период существовали множество писцов, которые играли роль собственных юрисконсультов у частных лиц12. Они, являясь, как правило, рабами последних, оказывали им помощь своими юридическими познаниями и технической работой — стенографированием и записыванием сделок, сочинений или речей. Рядом с юрисконсультами стояли простые писцы, которые чисто механически, пассивно вкладывали правовой материал в традиционную формулу. По мере того, как римский юридический ум постепенно исчерпывал себя, механическая работа над правовым материалом расширялась и становилась почти исключительной. Для исторического исследования генезиса нотариата эта механическая деятельность составляет первый, исходный момент. Представителями ее в эпоху Республики были: a) scribae (служилые писцы. — Ред.), б) exceptoreset notarii (вольнонаемные писцы. — Ред.). Эти два разряда лиц, занимавшихся облечением правового материала в документальную форму, различались между собою тем, что scribae состояли на государственной службе, последние же, exceptoreset notarii, — на службе у частных лиц. На должность scribae могли поступать лишь римские граждане и притом не лишенные гражданской чести13. Раз получив избрание, scribae мог уступить свое место другому лицу за деньги. Таким образом, должность scribae в строгом смысле была пожизненной. Независимо от продажи своего места scribae имел право поставить за себя викария, если сам не мог по какой-либо причине отправлять должность. Викарий получал вознаграждение от настоящего владельца должности, все же доходы от нее, равно как и само жалование, поступали всецело этому последнему. Общественное положение scribae было довольно высоким. Цицерон говорил о них в таком духе, что нет никакого основания предполагать, что scribae не пользовались особым уважением14. Республиканское название «exceptores», принадлежавшее некогда вольнонаемным писцам свободного состояния, стало в IV и V веках общим названием для служилых писцов во всех учреждениях. Так как должность экс-цептора была первым шагом на государственной службе, то в нее вступали члены знатных фамилий, особенно при цесарских наместниках. Со времен императора Гор-диана название notarius стало принадлежать императорским секретарям.

Но был еще третий разряд лиц, также занимавшихся облечением юридического материала в документальную форму, которые не состояли ни на какой службе, государственной или частной, хотя в своей деятельности находились под контролем государства, — это табеллионы (tabelliones), которые занимались в виде свободного промысла составлением юридических актов и судебных бумаг для всех нуждающихся за установленное законом вознаграждение. В этом учреждении лежит зародыш того громадного института, который, получив в Италии широкую организацию со стороны законодательства и новое имя «нотариат», вместе с римским правом акцептирован и ассимилирован новыми европейскими народами. Табеллионом мог стать свободный гражданин, обладающий знанием права. Государство было заинтересовано в том, чтобы лица, вступающие в табеллионат, были грамотными и сведущими в праве. Ульпиан, говоря о табеллионах, ставит их наряду с юрисконсультами и адвокатами, следовательно, знание права всегда считалось свойственным табеллионам17. Для получения должности табеллиона необходимо было определенное время состоять в звании помощника табеллиона. Звание помощника приобреталось посредством заявления табеллиона о желании принять к себе указанное лицо в помощники и составлении об этом протокола. Сколько времени лицо должно было состоять в этом звании, а также могло ли оно занять место своего патрона при условии отрешения табеллиона от должности за преступления и уклонения от установленного законом порядка совершения документов, мы не можем сказать, так как не находим в источниках никаких указаний.

При отправлении обязанностей табеллионы должны были находиться в своих конторах, только в крайнем случае закон дозволял им составлять документы на дому. В больших городах, как, например, в Константинополе, Риме, Равенне, было множество таких контор. Помещение, где располагалась контора, принадлежало или самому табеллиону, или другому лицу, у которого он его нанимал. Можно предполагать, что выполнение табеллиональных обязанностей обусловливалось владением конторой. Табеллион, отступивший от предписанного порядка совершения документов, терял свою контору, при этом он мог иметь не одну контору, а несколько, в которых ведение дел возлагалось на его официальных помощников. Таким образом, в табелшональной конторе находились табеллион, официальный помощник, занимавший его место в определенных случаях, и ученики, исполняющие обязанности клерков. Табеллионы в каждом городе составляли корпорацию, представитель которой назывался primicerius (в современном понимании — президент). Позднее, уже в IX веке, из новеллы Льва (Мудрого. — Ред.) 889 года мы узнаем, что избрание в табеллионы зависело от членов корпорации, а утверждение в этой должности — от префекта города. Избиратели должны были сначала принести присягу, что они руководствуются при выборе лишь сознанием добрых качеств нового члена, а не личным отношением к нему, после чего избранный, одетый в особенное платье, был вводим к префекту, где ему вручался золотой перстень с печатью. Табеллионы в своей деятельности находились под контролем государственной власти. В столицах контроль за ними осуществлял магистрат.

Итак, табеллионом мог стать только свободный римский гражданин, обладающий правовыми знаниями, «абсолютной честностью», принятый в корпорацию табеллионов и утвержденный в должности префектом города (позднее, при Юстиниане, необходимо было официальное разрешение на занятие данной деятельностью). Принадлежность к корпорации подразумевала, что они не состояли на службе государства и частных лиц. Но государство осуществляло контроль за деятельностью табеллионов.

В правление Константина Великого (306-337 гг.) была проведена существенная реорганизация в работе нотариусов. Некоторым нотариальным актам была придана обязательность и доказательная сила. В судебных процессах с участием суда присяжных при допросах свидетелей, чтении приговоров и т.д. необходимо было присутствие нотариуса. В это время профессия нотариуса стала настолько популярной, что даже сам император Жовьен (363 г.) был нотариусом.

В Древнем Риме церковь имела «свой» нотариат. Папа Римский Клемент IV в качестве нотариуса присутствовал во время пыток и казней осужденных. Позже, когда церковь утвердила международную юрисдикцию, церковные нотариусы стали осуществлять нотариальные действия в любом уголке империи не только для нужд церкви, но и для мирян. Имея своим прототипом формы светского нотариата, развитие церковного нотариата шло быстрее и гораздо раньше достигло нормальной организации. С признанием христианства господствующим вероисповеданием империи церковь заимствовала от нее бюрократическое устройство. Не только в патриархатах, но и в епископиях появились канцелярии, организованные по образцу цесарских, их служебный персонал также назывался notarii, а представитель — primicerius notariorum. Иерархическое положение нотариусов и их представителей было столь же высоко в церковной сфере, как императорских — в светской. Наконец, созданный церковью нотариат был возведен в ранг должности, получавшей авторизацию от верховной власти церкви и именно так впервые появилось название «notarii publici». Византийский император Леон (или римский правитель Восточной империи Лев1 Макелла. — Ред.), правивший с 457 по 474 год, утверждал, что нотариусами могут быть лица, обладающие внутренней культурой, умеющие говорить и писать, а также являющиеся профессионалами в области права. Развившийся в Римской империи институт табеллионата сохранился и после нашествия варваров. До 643 года, т.е. в продолжение 70 лет, лангобарды не имели письменного закона. Их невежество не нуждалось в полном письменном законодательном определении жизни, что мы наблюдаем у франков, бургундов и готов. Долгое время они довольствовались обычаями и некоторыми специальными эдиктами своих королей. Король Ротари стал первым законодателем лангобардов. Его эдикт (свод законов обычного права лангобардов. — Ред.) от 22 ноября 643 г. содержал собственно лангобардское *или германское право. Ни в одном из законодательств, изданных германцами на римской почве, оно не сохранилось в такой чистоте, как в этом эдикте. В законах Лиутпранда (бывшим также одним из королей лангобардов. — Ред.) наряду со старыми германскими воззрениями появились целые положения, если не списанные буквально с римского права, то составленные в его духе. Уже в эдикте Ротари требовались письменные формы для договоров купли-продажи и отпущения на волю рабов. По законам Лиутпранда (принятых в течение 713-735 гг.) уже целый ряд сделок предписывалось заключать только письменно, причем совершаемым у нотариусов документам придавалось все большее правовое значение. Как по форме, так и по содержанию эти документы мало отличались от римских табеллиональных актов императорского периода и свидетельствовали о начавшейся в то время рецепции римского права. Вместе с постановлением о документах в этих законах определялись и лица, их совершающие (так называемые канцелярии). Они должны были присутствовать на судебных заседаниях, вести протоколы, составлять судебные решения и документы о важнейших договорах, совершавшихся перед народным собранием. Канцелярии руководствовались формулами, выработанными еще во времена Римской империи, и этим подготовили почву для окончательной рецепции римского права19. Наряду с такими писцами развивался институт особых королевских нотариусов, о которых впервые упомянуто в эдикте Ротари. В отличие от нотариусов римских императоров, им принадлежало не только право составления документов для частных лиц, ной некоторая судебная власть. Кроме того, при рассмотрении судебных дел самим королем ими составлялись протоколы и решения. Такие документы, подобно табеллиональным, не имели публичной силы и ничем не отличались от обычных частных документов. Гораздо большее значение приобрели такие нотариусы у франкских королей, учредивших особую королевскую канцелярию, состоящую из определенного числа нотариусов, во главе которых стояли сначала несколько рефендариев (придворный чин), а впоследствии — один канцлер. Кроме того, во времена Каролингов была учреждена особая канцелярия при высшем судебном месте — гофгерихте, члены которой (нотариусы) находились в подчинении у пфальцграфа. Эта канцелярия осуществляла засвидетельствование частных документов, после чего они приобретали характер публичных актов. Значение последних было настолько велико, что их оспаривание запрещалось под страхом смертной казни.

С развитием нотариальной деятельности в королевской канцелярии как в высшем центральном учреждении провинциальные нотариусы, состоявшие при отдельных судебных и административных местах, также начали приобретать все большую самостоятельность, занимаясь нотариальной деятельностью подобно прежним публичным писцам. Большое значение в этом отношении имел капитулярий 803 г., возложивший на зендграфов (титул высшего дворянства) обязанность утверждения нотариусов, избираемых в определенном числе для каждой местности из среды публичных писцов. О каждом избранном нотариусе зендграф в силу этого капитулярия должен был доносить императору, после чего нотариус вносился в списки императорской канцелярии. Таким образом, провинциальный нотариат из свободной профессии постепенно превращался в государственную должность с получением полномочий от императора, и находилась она в непосредственной связи с его собственной канцелярией20. В обязанности таких нотариусов входило изложение
судебных решений тех мест, при которых они состояли, и составление частных актов и документов, аналогично тому, как это делалось в императорской (королевской) канцелярии. Такие документы, совершенные в присутствии графа и нотариуса, получали значение публичных актов, а потому пользовались преимуществом по сравнению с частными документами. Была установлена особая такса для вознаграждения нотариусов (эдикт Лотаря 843 г.).

В VIII веке созданный церковью нотариат, как было упомянуто выше, был возведен в степень государственной должности, утверждаемой духовной властью, вследствие чего получил то огромное значение в правовой жизни государства, которое позволило ему в средние века оказать влияние на развитие нотариального института вообще. Нотариусами избирались люди, не только специально знакомые со стенографическим искусством, но и отличавшиеся особенными нравственными качествами и образованием. Положение нотариусов в церковной иерархии было очень высоким: из их среды избирались не только епископы, но и папы, например, Юлиан, нотариус эфесской церкви, был избран в епископы, как видно из актов Халкидонского собора, а Лев, нотариус латеранской церкви, — в папы.

Ко времени Льва VI Мудрого (866-912 гг.), византийского императора, представителя Македонской династии, надо относить один из ценнейших памятников истории внутренней жизни Константинополя23, а именно так называемую «Книгу эпарха», найденную в Женеве и изданную швейцарским ученым Николем (Nicole) в конце XIX века24.

В «Книге эпарха» перечисляются различные разряды ремесленников и торговцев, говорится о внутреннем устройстве их цехов, об отношении к ним государства и т.д. Документ начинается с описания корпорации стряпчих, или нотариусов25 (тавулляриев (табулляриев), где дается исчерпывающее по тем временам описание достаточно жестких критериев отбора и требований к лицу, изъявившему желание стать табуллярием (табуллярий — судебный чиновник и делопроизводитель или частный «нотарий» в Византии). Ознакомимся с наиболее значимыми из них.

«§ 1. Кто желает быть принятым в число табулляриев, тот должен быть избран голосованием и подвергнут испытанию со стороны примикерия и подчиненных ему табулляриев, чтобы определить, обладает ли он необходимыми познаниями в законах, владеет ли он искусством письма в большей мере, чем другие, к тому же не болтлив ли он, не заносчив ли, не ведет ли распутную жизнь. Требуется, чтобы он был также благочестивым по нраву, чистым в помышлениях, образованным, рассудительным, владел бы правильною речью и умел точно выражать мысли, чтобы, таким образом, он мог бы легко отличить подлоги в документах и двусмысленные выражения, вводимые в текст соглашений с целью обмана. И если кто-либо будет уличен, что при приеме в корпорацию обошел требуемые законом условия и постановления, то несут ответственность также и те, кто за него свидетельствовал.

§ 2. Тот, кто желает быть избранным, должен твердо знать сорок титулов закона Энхиридион и шестьдесят книг Василии, пройти курс энциклопедического образования, чтобы не делать ошибок при составлении документа и чтобы не допускать при произнесении речей непринятых выражений. Он должен быть в достаточно зрелом возрасте, чтобы быть развитым и умственно, и физически. В присутствии общего собрания [табулляриев] должен оформить собственноручно документ [с обязательством], не допускать в своей деятельности ничего противозаконного, в противном случае он будет лишен должности.

§ 3. Надлежит провести избрание его следующим образом. После того, как путем свидетельских показаний будет установлено, что он свободен от всего того, что препятствует быть табуллярием, и после экзамена, ему надлежит вместе со всем собранием табулляриев и примикерием отправиться к славнейшему эпарху города, причем он должен быть одетым в эфестриду. При этом все члены корпорации должны принести присягу, поклявшись богом и здравием императоров, что они не по лицеприятию или протекции, или родству, или по дружбе с кем-либо выбрали его на эту должность, но исключительно из-за его добродетели, знаний, рассудительности и способностей во всем, что требуется для данной профессии…».

Следующие главы касаются назначения табуллярия, церемонии посвящения и принципов работы. Остановимся только на принятии на работу писцов и оплате гонораров табулляриев.

«§ 24. Ни один табуллярий не имеет права нанять писца, не представив его общему собранию и примикерию, засвидетельствовав, что тот достоин быть принятым на должность писца. Надлежит иметь только одного писца.

§ 25. Табуллярии при заключении договоров должны получать плату из следующего расчета: если договор на сумму сто номисм и ниже, сколько бы ни было, он получает двенадцать кератиев; если еще на столько же (т. е. на 200 номисм…) — одну номисму, если еще выше — две номисмы. И пусть не пытаются повысить плату, и пусть не делают разницы в отношении отдельного лица и в зависимости от характера акта, т.е. договоров о покупке, брачных дарственных, завещаний, соглашений. Кто же будет уличен в попытке получить большую плату, тот пусть будет лишен кафедры и будет облагоразумлен эпархом путем телесного наказания. Если же без всякого требования и вымогательства [табуллярий] будет почтен чьим-либо подарком из добровольной признательности, он может принять подобный подарок без всякого риска быть за это наказанным. Ведь из-за высокой платы за нотариальные услуги получается, что клиенты отказываются от получения своих документов и оставляют их у символографов. Проходит время, и о документах забывают, и вследствие этого среди граждан возникают распри и столкновения».

Н. Ляпидевский писал: «Отрицая тождество табулляриев и табеллионов, мы далеки от мысли утверждать, что табуллярии не участвовали в составлении документов и судебных бумаг и не конкурировали в этом отношении с табеллионами»27. Табуллярии и табеллионы действительно слились в одно учреждение, но это совершилось в IX веке на Востоке и около XII века на Западе, в ту же эпоху, о которой мы говорим, табуллярии и табеллионы существовали как отдельные учреждения.

APPLICATION OF THE WORLD EXPERIENCE IN DETERMINATION OF THE CRITERIA OF SELECTION ON THE POST OF NOTARY AT CONDUCTING COMPETITIONS

I.V. Shamsutdinova

ANNOTATION. The article considers the criteria of selection on the post of notary in view of development and becoming of world notariat on historic and contemporary stages. Working out the selection criteria is the most important and necessary integral part of admission to the profession of notary for carrying out objective and transparent competition.

Keywords: clerk, notary, candidate, admission to the profession, competition, selection criteria, personal dignities, education.

Шамсутдинова И.В. Применение мирового опыта в определении критериев отбора на должность нотариуса при проведении конкурсов // НОТАРИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИКЪ 2012., № 10. С. 49-58.