Шамсутдинова И.В.,
аспирант АНО В ПО «Межрегиональный открытый социальный институт»
Ещё в 1995 году Россия вошла в Международный союз латинского Нотариата (далее — МСН). МСН — международная неправительственная организация, начавшая действовать с 1948 года в Буенос-Айрес по инициативе аргентинского нотариуса Жозу Хосе Адриан Негрн, Целями этой организации являются взаимодействие и координации деятельности национальных нотариальных организаций, распространение принципов и идей латинского нотариата, инициатив по его совершенствованию и стабильности.
В цели МСН также входит установление отношений с нотариальными на стадии их становления и с нотариусами стран, где отсутствует нотариальная организация, для сотрудничества в плане образования cooтветствующих структур и организаций, с нотариальными организациями, юридические системы которых, позволяют им принадлежать латинскому Нотариату. Деятельность организации призвана помочь развитию нотариата и способствовать приданию единообразия законодательства о нотариате. В рамках МСЛН существуют различные Комиссии, которые осуществляют изучение деятельности различных национальных нотариальных систем [1].
После распада СССР и создания на его основе самостоятельных го¬сударств объективно встал вопрос о национальном законодательстве, в том числе в области регулирования частных общественных отношений. Страны, в последующем объединившиеся в СНГ, понимали, что сохра¬нить экономическое, а также социальное и отчасти культурное единство возможно только в условиях единого подхода к правовому регулированию, что выразилось в модельном законотворчестве и соответствующей деятельности по разработке, принятию и опубликованию модельных законодательных актов, отвечающих целям сближения (унификации) законодательства государств — участников СНГ. При этом особое вни¬мание было уделено модельным кодексам СНГ (систематизированным законодательным актам рекомендательного характера), принятым с це¬лью сближения правового регулирования однородных сфер обществен¬ных отношений в государствах Содружества.
Модельный гражданский кодекс, подготовленный рабочей группой специалистов из государств — участников СНГ, был положен в осно¬ву как российского гражданского законодательства, так и кодифици¬рованных актов гражданского права Беларуси, Армении, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Наиболее поздним сре¬ди кодифицированных актов стал Гражданский кодекс Украины, при разработке которого учитывались и правила Модельного ГК СНГ, но в большей степени — собственная правовая традиция, а также достиже¬ния романо-германской цивилистической доктрины.
Грузия, не являющаяся в то время членом СНГ, разработала и при¬няла 26 июня 1997 г. (ввела в действие с 25 ноября 1997 г.) собствен¬ный Гражданский кодекс, относящийся к типу романо-германского права, но максимально отличный от Модельного ГК СНГ. В свою оче¬редь, в качестве модельного Гражданский кодекс Грузии был использо¬ван в кодификации гражданского, в том числе наследственного, права в государствах Азербайджан и Туркменистан, т.е., по сути, стал аль¬тернативным проектом Модельному ГК СНГ. Проект, подготовлен¬ный для Грузии, был также частично использован при разработке ГК Республики Молдовы [2].
Априорное неприятие всего советского, в том числе опыта правово¬го регулирования частных отношений, привело к тому, что в 1990 г., за¬явив о восстановлении своей независимости, Латвия из всех советских республик стала единственной, которая пошла по пути реставрации до¬советской правовой системы, что выразилось в 1992 г. в восстановлении в силе Гражданского закона Латвийской Республики 1937 г., который с точки зрения современных правовых реальностей и юридической тех¬ники выглядит чрезвычайно архаичным. Гражданский закон 1937 г. был составлен на основе третьего тома Свода местных узаконений губерний остзейских 1862 г., многие положения которого безнадежно устарели.
В отличие от Латвии Литва отказалась от реставрации досоветско¬го законодательства, поэтому в течение десяти лет, пока шла подго¬товка Гражданского кодекса, продолжали действовать акты советского периода с изменениями, ориентированными на западноевропейские образцы.
Среди всех бывших советских республик от кодификации наслед¬ственного права отказалась только Эстония, выбрав путь разработ¬ки общего закона о регулировании гражданских отношений (Закон Эстонской Республики «Об Общей части Гражданского кодекса») и принятия специальных законов, посвященных отдельным подотраслям и институтам гражданского права, в том числе Закона «О наследствен ном праве», правила которого достаточно традиционны для германской правовой семьи.
Наследственное право в результате последней постсоветской коди¬фикации сформировано как самодостаточная подотрасль гражданского права с присущим ей предметом и методом, принципами и функциями правового регулирования, имеющая общую, особенную и специаль¬ную части. Это общая тенденция для наследственного права всех государств — участников СНГ и Балтии [2].
Таким образом, реформа гражданского законодательства и кодифи¬кация гражданского, в том числе наследственного, права на постсовет¬ском пространстве, сопровождающиеся использованием зарубежного опыта, прямыми правовыми заимствованиями, признанием междуна¬родного права частью национальной правовой системы, приведением ее в соответствие с международными нормами и принципами, опреде¬лили сближение национальных правовых систем государств — участ¬ников СНГ и Балтии, что является общей тенденцией для стран конти¬нентальной системы права. В современном мире наследственное право, ранее основанное на веками складывающихся национальных и семейных традициях, в целом утрачивает консервативность, что является на чалом его унификации.
Нотариальное сообщество стоит на пороге революционных перемен: из правового института, который за последние годы оказался на перифе¬рии гражданского оборота, нотариат превратится в мощную юридиче¬скую корпорацию с новым статусом и широкими полномочиями [3,4].
В соответствии с Конституцией РФ и Конституциями стран ближ¬него зарубежья общепризнанные принципы и нормы международно¬го права и международные договоры являются составной частью их правовых систем. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно ФЗ от 15 июля 1995 г «О между¬народных договорах» международный договор РФ означает междуна¬родное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письмен¬ной форме и регулируемое международным правом, независимо от то¬го, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкрет¬ного наименования.
Согласно Основам, если международным договором РФ установле¬ны иные правила о нотариальных действиях, чем те, которые предусмо¬трены законодательными актами РФ, при совершении нотариальных действий применяются правила международного договора. Если между¬народный договор РФ относит к компетенции нотариуса совершение нотариального действия, не предусмотренного законодательством РФ, нотариус производит это нотариальное действие в порядке, устанавли¬ваемом Министерством юстиции РФ. В настоящее время отсутствуют международные соглашения РФ, которые предусматривают дополни¬тельные по отношению к внутреннему законодательству виды нотари¬альных действий.
На современном этапе развития возрастает роль Конвенций о пра¬вовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго¬ловным делам. Российская Федерация заключила подобные акты со многими государствами. Аналогичная Конвенция подписана в рамках Содружества Независимых Государств (заключена в Минске 22 янва¬ря 1993 г.). Данная Конвенция прекратила свое действие после ратифи¬кации Конвенции от 7 октября 2002 г., заключенной также между госу¬дарствами — участниками СНГ. Значительное количество норм касается определения формы сделок, придания юридической силы официаль¬ным документам, наследственного права. Например, указывается, что производство по делам о наследовании движимого имущества компе¬тентны вести учреждения государства, на территории которого имел место жительства наследодатель в момент своей смерти. Производство по делам о наследовании недвижимого имущества компетентны вести учреждения государства, на территории которого находится имущество.
Среди международных документов необходимо также отметить Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных офи¬циальных документов (заключена в Гааге 5 октября 1961 г.).
Следует заметить, что научные дискуссии относительно примета международного или национального права начинают носить все боле принципиальный характер. «В естестве человека, — как утверждал еще в XIX в. Б.Н. Чичерин, — лежат противоположные друг другу влечении с одной стороны, к общежитию, с другой — к обособлению. Но это противодействие и возбуждает силы человека, служит главной причиной развития» [4, 233].
Межнациональное взаимодействие правовых систем представляет собой такую идеальную совокупность правовых норм международ ного происхождения, международных органов и организаций, а гак же международно-правового сознания, которая может в перспективе обеспечить в процессе юридической, в том числе нотариальной, практики эффективное урегулирование выходящих за пределы национальных границ общественных отношений, возникающих между субъекта ми мирового сообщества [5, 24].
При этом эффективность международных норм зависит не только от их трансформации российским гражданским законодательством и законодательством стран ближнего зарубежья, но и от прямого применения этих норм на территории государств, от дальнейшего совершенствования механизма реализации норм международных договоров в гражданских отношениях [6].
Процесс трансформации правовых систем предопределяет не¬которую стандартизацию (универсализацию) национальных правовых систем, но в настоящий период не в состоянии обусловить появ¬ление «глобальной» правовой системы. Так, в Договоре Российской Федерации и Республики Белоруссия от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства» была поставлена задача формирования «единой правовой системы», разрешить которую пока не удалось.
Характерная особенность современного исторического этапа со¬стоит в усилении взаимосвязи государств и народов, которую все ча¬ще исследователи рекомендуют рассматривать как взаимозависимость. На фоне обостряющихся локальных конфликтов происходит повсе¬местное осознание необходимости развития конструктивного диало¬га и совместного поиска путей преодоления накопившихся противо¬речий. Наиболее предпочтительными в данной ситуации оказываются именно международно-правовые механизмы, предполагающие согла¬сованность действий субъектов и поиск компромисса при принятии решений. Кроме того, принимаемые совместными усилиями деклара¬ции, конвенции, пакты и резолюции фактически содержат систему про¬грессивных идей и ценностей, принятых многими государствами и при¬знаваемых ими в силу своей прогрессивности и распространенности универсальными и общечеловеческими.
Международная унификация права, регулирующего отношения международного права в области нотариата — без сомнения, одна из важнейших задач нашего времени. Некоторая унификация и гармони¬зация международного права в данной отрасли достигнуты уже сегодня, и еще более они нужны для будущего мирового сотрудничества.
В современном мире, когда происходят мощные интеграционные процессы, ни один регион, ни одна страна, ни один народ не могут нор¬мально развиваться, если они изолированы от мирового сообщества, и все более очевидным становится факт, что жизненно важные для че¬ловечества проблемы успешно решаются лишь усилиями всех стран и народов.
Одна из важнейших проблем, стоящих перед мировым сообществом, определена еще Кантом — это «достижение всеобщего правового граж¬данского общества» [7, 12] Для ее решения необходимо активное взаи¬модействие и сближение правовых систем государств с нормами меж¬дународного права [8, 33]. Правовые системы государств и система международного права имеют не только качественные отличия, но и об¬щую основу, правовую природу, принципы и категории, и с этими об¬стоятельствами исследователи связывают возможности международной унификации права.
Успех в сфере юридической глобализации, в том числе в сфере но¬тариальной деятельности (во внутригосударственных и международ¬ных связях) и во многом всей современной глобализации в целом будут зависеть от готовности и способности участников предстоящих пре¬образований мирового правопорядка удержать правовые достижения прошлого и обогатить их новыми, более развитыми (и исторически — более прогрессивными) правовыми (и вместе с тем государственно¬правовыми) нормами, формами, институтами и процедурами внутри¬государственных и международных отношений [9].
Межнациональное взаимодействие правовых систем представля¬ет собой такую идеальную совокупность правовых норм международ¬ного происхождения, международных органов и организаций, а также международно-правового сознания, которая может в перепекшие обеспечить в процессе юридической, в том числе нотариальной, практики эффективное урегулирование выходящих за пределы национальных границ общественных отношений, возникающих между субъек гимн мирового сообщества.
Список источников и литературы
1. Устав Международного союза Латинского нотариата 23 мая 1989 г.(НОТ % I) Ассамблея нотариатов — членов союза. http://www.businesspravo.ru/Docnm/DocumShow_DocumID_38009.html
2. Блинков О.Е. Электронный ресурс, 2009. «Общие тенденции развития ни следственного права государств — участников Содружества Независимых Государств и Балтии» http://www.juristlib.ru/book_5652.html
3. Сазонова М.И. Нотариат меняет формат // ЭЖ-Юрист. 2010. №4. С. 4.
4. Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и нового мира. М., 189/С. 233.
5. Ралько В.В. Сущность и содержание правовой деятельности нотариата в со временных правовых системах и семьях // Бюллетень нотариальной практи км 2009. №6.
6. Васильева Ю.В. Нормы международных договоров в гражданском пра¬ве правовая природа и значение. http://iomonosov-msu.ru/archive/lomonosov_2009/30_2.pdf
7. Кант И. Соч. Т. 6. М., 1996. С. 12.
8. Петров Л.Я. Международное право как составная часть правовой систсемы Российской Федерации // Законодательство и экономика. М., 2007, №6, С. 33.
9. Монография опубликована в 2006г. в сборнике «Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации». Ответственный редактор — директор Центра правовых исследований и законодательства, доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права Российского университета дружбы наордов Н.С. Соколова). Проект № 02-03-00065а.
Шамсутдинова И.В. Институт нотариата на постсоветском пространстве в процессе глобализации // Российская государственность: история, современность и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1150-летию российской государственности, 100-летию Российского университета кооперации и 50-летию Чебоксарского кооперативного института филиала), Чебоксары, 2012., С. 738-744.