Нотариат в советский период развития и на современном этапе

Шамсутдинова Ирина Владимировна АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» Республика Марий Эл г. Йошкар-Ола, аспирант

После октября 1917 года произошло принципиальное изменение основ экономического и политического устройства нашей страны. В актах советской власти, по свидетельству профессора К. С. Юдельсона (автора первого большого учеб­ника по советскому нотариату), нотариат впервые был упомянут 23 марта 1918 г., когда Совет народных комиссаров Москвы и Московской губернии принял постановление, которым отменил действовавшее Положение о нотариальной части и ввел новое положение и объявил о муниципализации нотариальных контор.

В первые годы советской власти институт нотариата из инструмента правового регулятора рыночных отношений был превращен в орудие классовой борьбы, средство экономического подавления не только «капиталистов и помещиков», но и большого количества людей, относящихся, как сейчас принято говорить, к среднему классу.

После окончания Гражданской войны значительный и быстрый рост экономики, связанный с переходом к новой эко­номической политике, объективно обусловил дальнейшее развитие нотариальной деятельности. Был разработан проект Положения о нотариате, который 22 января 1922 г. обсуждался на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции.

Положение о государственном нотариате РСФСР было принято Советом Народных Комиссаров РСФСР 4 октября 1922 г. Оно заложило основы нового нотариата, призванного функционировать в условиях перехода от капитализма к социализму, общественной собственности на средства производства. Положение предусматривало создание во всех городах, а также наиболее крупных населенных пунктах сельской местности Российской федерации государственных нотариальных контор. В 1923 г. было введено новое Положение о государственном нотариате. Оно значительно рас­ширило крут полномочий нотариальных контор и полностью согласовало их с нормами ГК РСФСР.

Место нотариата в системе советских органов было точно установлено — он был включен в состав органов юстиции. Организация и руководство нотариата поручались органам судебного управления. Проведенный анализ показывает, что в период 30-50-х годов в нотариальное законодательство довольно часто вносились поправки без объективных, научно обоснованных предпосылок. В начале 70-х годов в стране была осуществлена систематизация и кодификация всего законодательства, приняты Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства, а также ряд других законов. Все это обусловило необходимость разработки нового общесоюзного акта о государствен­ном нотариате. Таким актом стал Закон «О государственном нотариате», принятый в 1973 г. В нем определены задачи по организации государственного нотариата, принципы его деятельности, полномочия, общие правила совершения нотариальных действий и применения законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства.

В Российской Федерации Закон о государственном нотариате был принят в 1974 году. Несмотря на большую работу нотариусов по оказанию правовой помощи населению, роль нотариата в экономической жизни страны, в имуществен­ных отношениях граждан была в целом незначительной и это связано, прежде всего, с отсутствием института частной собственности. В таких условиях нотариат выступал в качестве некоего придатка к правовой системе государства. На его долю выпадало часто формальное удостоверение сравнительно небольшого количества сделок и оформление документов о наследстве. Нотариат был незаметной частью государственной машины. Сама фигура нотариуса в СССР воспринималась совсем не так, как, например, в странах Западной Европы. Это был мало оплачиваемый государствен­ный служащий, находящийся в самом низу бюрократической лестницы. Он был совсем не заинтересован в результатах своего труда, поскольку средства, получаемые им за совершение нотариальных действий, изымались государством. Финансировался нотариат из бюджета по остаточному принципу.

Нотариат советской эпохи в основном характеризовался следующим:

во-первых, нотариусы являлись должностными лицами государства, в силу чего они обязаны были исполнять и проводить на своем участке работы действовавшее в тот период законодательство;

во-вторых, гражданский оборот той эпохи был неразвит, экономика регулировалась преимущественно администра­тивными актами, не было частной собственности, в силу чего компетенция нотариусов была достаточно узкой. Основной объем работы включал в себя удостоверение копий, доверенностей, оформление наследственных прав. Сделки между гражданами заключались крайне редко, практически только по купле-продаже и иным формам отчуждения жилых домов;

в-третьих, в силу существовавшего тогда законодательства нотариус был не заинтересован в конечных результатах своей работы, что приводило, порой, к очередям, нарушению прав граждан и другим недостаткам.

Вместе с тем советский нотариат в целом справлялся с поставленными задачами и функционировал как вполне управляемая часть государственного аппарата в рамках сложившейся административной системы. Кроме того, именно бывшие государственные нотариусы составили основной костяк нового нотариального корпуса России, поскольку в значительной степени они перешли в систему внебюджетного нотариата. Поэтому нельзя отрицать многое позитивное, что было заложено в развитии нотариата в советский период его функционирования.

Второе рождение российского нотариата произошло после принятия 11 февраля 1993 г. Верховным Советом России Основ. Основы вступили в силу после официального опубликования в Российской газете 13 марта 1993 г.

Причины принятия Основ можно свести в основном к следующему:

во-первых, с момента начала политических, а затем и экономических реформ качественно изменился граждан­ский оборот. Процессы приватизации и изменения отношений собственности потребовали адекватных мер правового обеспечения проводимых реформ. В этом плане стали проводиться судебная реформа, меняться система управления и взаимоотношений между различными органами государственной власти, а также во взаимосвязи с органами местного самоуправления, в 1993 г. активно проводилась конституционная реформа, закончившаяся принятием новой Консти­туции России. Составной частью реформирования правовой системы стало изменение системы нотариата;

во-вторых, существовавшая система государственного нотариата не могла справиться с новыми нагрузками по пра­вовому обеспечению деятельности участников гражданского оборота. Приватизация недвижимости привела к появ­лению жилищного рынка, однако удостоверить нотариально сделку с недвижимостью и совершить иное нотариальное действие стало затруднительно. Попасть к нотариусу становилось достаточно сложным делом. Огромные очереди, запись на прием и тому подобные атрибуты дефицитной экономики были характерны для нотариата постсоветского периода до принятия Основ. Периодически принимавшиеся меры в начале Министерством юстиции СССР, а затем Министерством юстиции России по увеличению штатов нотариусов, по введению хозяйственного расчета в системе государственного нотариата носили паллиативный характер и не приводили к разрешению проблемы по существу;

в-третьих, потребовалось радикальное решение проблем организации нотариальной деятельности, основываясь на опыте дореволюционной России и европейских стран. Поэтому была избрана модель внебюджетного латинского нотариата, когда нотариус при осуществлении публично-правовых функций одновременно несет личную ответственность за совершение нотариальных действий и содержание нотариальной конторы, работая в режиме самофинансирования. Такая модель нотариата стимулирует нотариуса на работу, поскольку сочетает личную заинтересованность нотариуса в ре­зультатах своей деятельности с исполнением обязанностей по осуществлению публичных функций от имени государства.

В настоящее время организация российского нотариата во многом отражает исторические традиции нотариата, существовавшие на предыдущих этапах. Возможное исключение составляет советский период, хотя, безусловно, надо отметить, что формы и виды нотариальной деятельности и порядок ее реализации во многом и тогда оставались преж­ними. Этим объясняется тот факт, что ряд инструкций Министерства юстиции СССР, посвященных деятельности нотариата, продолжает действовать в настоящее время.

Современная модель российского нотариата характеризуется пониманием нотариуса как лица, осуществляюще­го возложенные на него государством функции и во многом не только повторяет национально-исторический опыт, но и воспроизводит опыт латинского нотариата.

После принятия 11.02.1993 Основ законодательства РФ о нотариате нотариусы приобрели возможность осуществлять публично-правовые функции в условиях, приближенных к мировым стандартам, выступая как независимые и несущие вместе с тем полную ответственность за свои действия юристы. Нотариусы в настоящее время не входят в систему органов исполнительной власти и не являются должностными лицами или государственными, муниципальными служащими.

Нотариат как несудебная форма защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов является согласно Резолюции Европейского парламента «О нотариате в Европейском Сообществе» 1994 г. институтом превентивного правосудия. В соответствии с документами Конгресса Международного союза судей функция нотариата заключается прежде всего в удостоверении юридических актов, беспристрастном информировании сторон о их существе и правовых последствиях, предотвращении гражданско-правовых споров.

В 1995 г. российский нотариат был принят в Международный союз латинского нотариата (сейчас — Международ­ный союз нотариата), объединяющий более 70 нотариатов развитых стран. Представление о нотариате как институте гражданского общества, защищающем права граждан и осуществляющем превентивное правосудие, последовательно приводится в международных актах, в том числе в договоре о сотрудничестве между Международным союзом судей и Международным союзом нотариата, (ранее — латинского нотариата), в котором подчеркивается, что эти организации ставят себе целью установление здоровой и нормально действующей системы правосудия, имея в виду снижение затрат на ее содержание и одновременно обеспечение ее доступности для всех граждан.

Указанные обстоятельства налагают на российского законодателя существенные обязательства по поддержанию «высокой планки» в правовом регулировании вопросов организации нотариата и осуществления нотариальной деятель­ности, а также по поиску оптимального баланса государственного воздействия на этот правовой институт и на процессы его внутреннего саморегулирования.

Между тем в России пока еще действуют Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г., которые в значительной мере не соответствуют изменениям в экономической, политической, правовой, социальной жизни страны. Необходимость принятия комплексного нормативного правового акта по вопросам нотариата уже сейчас не вызывает сомнений, однако без комплексного теоретического переосмысления концепции правового регулирования одного из важнейших институтов обеспечения законности, каковым является нотариат, принятие такого акта невозможно.

В Российской Федерации, как правовом государстве, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, со­держание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обе­спечиваются правосудием. По ряду причин многие субъективные права и свободы не могут быть реализованы гражданами самостоятельно либо такая реализация неэффективна. В этих условиях институт нотариата имеет огромное значение в за­щите прав и свобод человека и гражданина, поскольку основное содержание нотариальной деятельности — обеспечение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, укрепление правопорядка в стране.

Нотариат, осуществляя защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, действует от имени государства, в этой связи его деятельность носит публичный характер, направлена на защиту и частных, и публичных интересов, обеспечивает законность и является по своей сути правоохранительной деятельностью.

Необходимость повышения внимания к вопросам защиты и уровню обеспеченности прав и свобод человека и граж­данина предопределяет закономерный процесс последовательной концентрации научных знаний о способах, методах и формах такого обеспечения.

Этот процесс должен закономерно повлечь не только переосмысление роли и места российского нотариата в системе органов, обеспечивающих защиту прав и свобод человека и гражданина, но и совершенствование его деятельности.

Развитие гражданского оборота, совершенствование форм и методов законного предпринимательства, повышение активности граждан в реализации их прав требуют существенной перестройки нотариата, изменения статуса нотариуса, расширения возможностей по защите и обеспечению прав и свобод человека и гражданина, и в первую очередь через рас­ширение участия нотариата в сфере гражданско — правового оборота недвижимого имущества. Не случайно Президент Российской Федерации В. В. Путин говорит о нотариате: «Во французской системе если нотариус поставил печать, то это не просто закон, а железобетонное решение. И ошибиться нотариусу нельзя, потому что тогда он обязан возместить ущерб»1. Российский нотариат как составная часть Международного союза латинского нотариата стремится в своей работе обеспечить высокий уровень правовых гарантий для всех граждан и организаций, обращающихся к нотариусам.

Шамсутдинова И.В. Нотариат в советский период развития и на современном этапе // VI Международная заочная научно-практическая конференция «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире», Краснодар, 2012., С. 203-205.